10 декабрь 2017

КОНСТРУКЦИИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ОБОЛОЧЕК И ШАТРОВ

Длинные оболочки

Из тонкостенных покрытий начали применяться первыми (с 1926 г.) длинные оболочки; они появились вслед за тонкостенными куполами.

Составными частями длинной оболочки являются собственно оболочка (свод-оболочка), бортовые элементы и диафрагмы или торцовые части.

Сводчатые оболочки вместе с бортовыми элементами работают в основа ном как балки криволинейного сечения с очень большим моментом сопротивления, опорные давления которых посредством касательных усилий передаются на жесткие диафрагмы. В противоположность обычным сводам своды-оболочки благодаря пространственной жесткости работают не в одном, а в двух направлениях, что позволяет доводить до минимума их толщину и обходиться без промежуточных затяжек.


Конструкции цилиндрических оболочек и шатров

Расстояние между поперечными опорными диафрагмами I называется пролетом оболочки, а расстояние между бортовыми (краевыми) элементами 12 длиной волны оболочки; отношение 1г : 12 > 1 и доходит до 3—4.

Пролет оболочек достигает 20—30 м и больше; длина волны обычно меньше 20 м.

Высота подъема /, включая и высоту краевого элемента, как правило, принимается не менее 1/1о 1г и не менее х/в 12.

Различают оболочки: 1) однопролетные, опирающиеся на две диафрагмы; 2) многопролетные, когда они по длине поддерживаются более чем двумя диафрагмами — крайними (торцовыми) и промежуточными; 3) многоволновые, состоящие из нескольких параллельных оболочек, монолитно связанных общими краевыми элементами и ограниченных бортовыми элементами.

Длинные оболочки могут быть гладкими и ребристыми; в последних поперечные ребра жесткости могут быть расположены как под плитой, так и над ней. Расположение ребер над плитой облегчает выполнение оболочки при помощи передвижных подмостей, но неудобно в отношении устройства кровли.

Продольные края оболочки в пролете обычно не имеют промежуточных опор, но они могут также опираться на колонны или стены. При опирании краев оболочки достигается уменьшение нормальных напряжений в поперечных сечениях, но в то же время существенно увеличиваются поперечные моменты в оболочке, т. е. работа оболочки приближается к работе обычного свода.

Поперечное сечение длинных оболочек рекомендуется принимать очерченным по кругу, как наиболее простое и устойчивое.

Бортовые элементы, в которых размещается основная растянутая арматура и которые в то же время необходимы для уменьшения горизонтальных перемещений краев оболочки, могут быть следующих типов.

а) При гладких оболочках и свободных краях бортовые элементы могут иметь вид балки прямоугольного сечения, расположенной выше края оболочки (тип /); балки углового сечения (тип II) и балки прямоугольного сечения, расположенной ниже края оболочки (тип III). При опертом крае с целью уменьшения поперечных (изгибающих) моментов целесообразно бортовому элементу придавать вид горизонтальной плиты (тип IV).

б) При ребристых оболочках с опертыми краями также применяют бортовые элементы типа IV, а при свободных краях — типа V — в виде балки, расположенной ниже края оболочки.

Краевые элементы, соединяющие отдельные волны многоволновой оболочки, обычно имеют поперечное сечение, соответствующее сечениям бортовых элементов.

Промежуточные диафрагмы многопролетной оболочки могут быть следующих типов: а) в виде балки постоянного сечения (тип /); устраиваемой при пролете, не совпадающем с длиной волны, а также при бортовых и краевых элементах типа II; недостатком типа / является

некоторая сложность в производстве работ, и, кроме того, такие диафрагмы способствуют образованию снеговых мешков; б) в виде сплошной балки переменной высоты (с ребрами жесткости), расположенной полностью ниже оболочки (тип II); этот тип удобнее в производстве работ и в эксплуатации; в) в виде арки с затяжкой (тип ///); этот тип выгоднее предыдущих по расходу бетона и менее выгоден по расходу металла; такие диафрагмы производят лучшее архитектурное впечатление изнутри помещения;) в виде рамы (тип IV) и д) в виде опорной балки, уложенной непосредственно на стену.

Торцовые диафрагмы могут быть: вертикальные, устраиваемые подобно промежуточным; такие диафрагмы возможны и в виде железобетонного каркаса; наклонные — плоские, устраиваемые под углом не более 45° к вертикали; в) наклонные — криволинейные, хорда которых также составляет с вертикалью обычно угол в 45°. При устройстве диафрагм двух

последних видов углы оболочек усиливаются вутами, а края диафрагм окаймляются бортовыми элементами в соответствии с типом бортовых элементов оболочки.

Отверстия (фонарные и др. могут устраиваться в верхней части оболочки, причем поперечный размер их должен быть не более 1/4 /2;

в продольном направлении при большой длине отверстия (более 1,5—2 м) кроме рамы по контуру, ставят распорки.

Температуря о-у садочные швы в покрытиях с оболочками, как правило, следует устраивать при помощи парных колонн с соответствующими парными бортовыми элементами или парными диафрагмами.

Первыми из построенных в СССР длинных оболочек были оболочки в здании Харьковского почтамта (1928 г.), автобазы Министерства связи в Москве (1929 г.) и склада сырья серого чугуна завода Ростсельмаш.

В более широком масштабе длинные оболочки были применены в 1931 г. на Днепровском алюминиевом комбинате в покрытии корпусовэлектролитного цеха затем на Краматорском заводе, Сибметаллстрое и др.

В послевоенные годы у нас нашли применение так называемые шедовые покрытия, основу которых составляют.по существу длинные оболочки. Такие покрытия строились на некоторых объектах текстильной промышленности и раньше. Наиболее целесообразная для них сетка колонн 18 X 12 м, т. е. пролет 1г (между диафрагмами) принимается 18 м при длине волны І2 = 12 м. Толщина таких оболочек 6—7 см.

В 1952—1953 гг. на Тбилисской камвольно-суконной фабрике было построено опытное шедовое покрытие с сеткой колонн. Хорошие технико-экономические показатели конструкции и произведенные расчеты доказали возможность применения оболочек из легкого бетона и при больших пролетах>

Складчатые покрытия (складки)

Одновременно с цилиндрическими оболочками появился (в 1925 г.) другой вид тонкостенных пространственных систем, так называемые складчатые конструкции, или просто «складки». Они представляют собой системы тонких плит (плоскостей), монолитно связанных под некоторым углом, и работающих в основном, как балки, каждая в своей плоскости.

Действительно, в складке каждое ребро двух смежных плит образует как бы балку, и нагрузки отдельных плит благодаря их

поперечной жесткости передаются на ребра. В свою очередь на ребрах эти силы раскладываются по плоскостям плит; суммируя по каждой плите эти силы и рассматривая их как нагрузки для отдельных плит, последние рассчитывают на изгиб в плоскости

большей жесткости как обычные балки с учетом их неразрезности, закрепления на опорах и т. п. При этом вследствие монолитной связи несущих плоскостей продольные деформации двух соседних плоскостей по линиям ребер в любой точке, а следовательно, и нормальные напряжения должны быть одинаковы. В результате в ребре возникают скалывающие напряжения, которые, суммируясь вдоль ребра, дают ребровые (сдвигающие) усилия. Таким образом, каждая отдельная плита системы будет находиться под действием изгибающего момента в своей плоскости и двух сдвигающих усилий по краям. Для определения сдвигающих усилий Элерсом выведены трехчленные уравнения, которые легко решаются.

Складки, имея много общего с длинными оболочками, как и последние, дают возможность перекрывать значительные пролеты, достигающие 20 ж и больше. Складки также располагаются поперек перекрываемого пространства и опираются на жесткие диафрагмы. Они имеют ценное преимущество перед цилиндрическими оболочками в отношении большей простоты их выполнения. Но отдельные плиты складок работают и на местный изгиб в поперечном направлении, что заставляет ограничивать их ширину.

Разновидности этих покрытий обусловливаются разным сочетанием плит. На рис. XVI. 7 приведены типы складчатых покрытий — одноволновых и многоволновых, рекомендуемых инструкцией ЦНИПС; однако возможны и другие виды складок.

Здесь также пролетом 1Х считается расстояние между поперечными диафрагмами, а длиной волны 12 — расстояние между краевыми (борто: выми) элементами.

Ширину граней следует брать не более 3—3,5 ж, чтобы толщина их получалась не более 10 см; ширина верхней грани назначается 0,25—0,4 /2.

Складчатые покрытия также могут быть однопролетными и многопролетными, а также многоволновыми.

Длина волны 12 складки, исходя из предельной ширины граней, не должна быть более 10—12 ж; высота складки должна быть не менее 0,1 /х.

Бортовые и краевые элементы, а также промежуточные диафрагмы складок устраивают так же, как и в оболочках. Торцовые диафрагмы могут быть вертикальными или плоскими наклонными.

Отверстия для фонарей оставляют в верхней горизонтальной грани.

В СССР железобетонные складчатые покрытия были осуществлены в нескольких случаях, например, на Днепровском алюминиевом комбинате, на Камской бумажной фабрике, в мастерских станции Медживань и др.

Складчатые конструкции находят применение не только для устройства покрытий, но также и в разных инженерных сооружениях (бунке: рах, подпорных стенах и пр.).

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно

Похожие новости:

Прямоугольные силосы

Прямоугольные силосы
Горизонтальное растягивающее усилие N и вертикальное сжимаю: щее усилие Иу определяются по тем же формулам, что и для круглых силосов; в формуле (XX. 49) вместо й должен быть подставлен

Бункеры

Бункеры
Растягивающие усилия определяются на единицу длины стенки, измеренной по скату бункера. Другого рода растягивающие усилия, возникающие под действием веса содержимого и собственного веса, которые

Расчет бункеров

Расчет бункеров
Расчет бункеров представляет значительные трудности, несмотря на целый ряд упрощений. Стенки бункеров находятся в сложном напряженном состоянии: они рассчитываются на давление содержимого, которое

Тест по дисциплине «строительные и дорожные машины и оборудование»

Тест по дисциплине «строительные и дорожные машины и оборудование»
Тест по дисциплине «строительные и дорожные машины и оборудование. по дисциплине «Строительные и дорожные машины и оборудование. 1. Общие сведения о системах машин для комплексной механизации

Типы (виды) фундаментов под строительство здания (дома)

Типы (виды) фундаментов под строительство здания (дома)
Типы (виды) фундаментов под строительство здания (дома. Фундамент (от лат. Fundamentum - основание) – подземная часть здания, воспринимающая нагрузки и передающая их на основание. Верхняя
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!